Программа курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я — исследователь»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я — исследователь» общеинтеллектуального  направления составлена  в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования  МОУ «Лицей №23», на основе авторской программы А.И. Савенкова «Я — исследователь».

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправ. и доп.- Самара: Издательство «Учебная ли­тература»: Издательский дом «Федоров», 2007. — 208 с.

Актуальность программы обусловлена тем, что:

  • у обучающихся начальной школы недостаточно сформированы инструментальные, конструкторские навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач;
  • низкий уровень развития способности самостоятельно мыслить, добывать новые сведения, информацию;
  • младшие школьники особенно важно получать возможность для реализации и удовлетворения познавательных потребностей;
  • необходимость обучения младших школьников приемам поэтапного выполнения учебных действий.

Актуальность программы заключается также и в том, что в младшем школьном возрасте организация проектно-исследовательской деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса  (учащихся, родителей, педагогов), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения.

Цель программы:

  • Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Основные задачи программы:

Обучающие:

  • обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать навыки коллективной проектной специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом деятельностном процессе.

Развивающие:

  • формировать системное, творческое, самостоятельное, проектное мышление;
  • формировать у детей поисковую активность, стремление к новизне;
  • формировать у школьников готовность к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, тактичность, альтруистическое отношение к людям.

Новизна, отличительные особенности данной программы:

  • В связи с отсутствием у младших школьников навыков совместной деятельности, программа «Я – исследователь» составлена с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Несложность первых проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
  • К особенностям программы следует отнести и то, что она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по темам исследования.
  • Особое значение в проектной деятельности имеет организация учебного процесса сотрудничества и творческого общения педагога и обучающихся, воспитанников друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически осуществлять «поиск» в их учебной деятельности, предупреждая перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с педагогом непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности ребенка и подготовке его к выполнению исследовательских задач.
  • Отличительной особенностью программы является возможность выбора освоения содержания обучения на одном из двух уровней: углубленном (для обучающихся со средней мотивацией и средним уровнем способностей) и учебно-исследовательском (для высокомотивированных с высоким уровнем способностей). Эта особенность отражена в учебном плане программы, где указано разное количество часов для каждого уровня освоения содержания.

Таким образом, программа «Я — исследователь» способствует: формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, необходимой составляющей обучения; реализации механизма включения учащихся в опытно-экспериментальную работу; формированию первоначальных умений и навыков проведения исследований; развитию личностных качеств, самостоятельного мышления.

Основные характеристики организации образовательного процесса:

Возраст обучающихся по программе: 7-11 лет.

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.

Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей, что выявляется в ходе проведения обязательного предварительного собеседования. Группы могут быть для учащихся, разных по возрасту, дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.

Срок реализации программы – 4 года.

Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья).

Продолжительность образовательного процесса — 34 учебных недели в течение  учебного года (2-4 классы), 33 недели — для обучающихся 1-ых классов.

Режим занятий: одно занятие в неделю, проводимое в ОО.

Проектирование целеполагания и результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я — исследователь»

Уровень Специфика целеполагания Прогнозируемая

результативность

Стартовый

(ознакомительный)

− формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация их свободного

— мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту

− освоение образовательной программы;

− переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся.

Базовый — обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

— выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности

− освоение образовательной

программы;

− участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся;

− включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся;

− переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся.

Углубленный (продвинутый) — обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

— повышение конкурентоспособности

на основе высокого уровня полученного

образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций победителей и призеров общегородских, региональных, всероссийских конкурсов

— освоение образовательной программы;

— участие в общегородских, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 80% обучающихся;

— включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 50% обучающихся

 

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Я – исследователь»

 

Уровень Срок обучения Возрастной состав Формы организации
Стартовый

(ознакомительный)

1 год 7-8 лет

 

Коллективные, групповые
Базовый 2 года 8-10 лет Коллективные, групповые
Углубленный (продвинутый) 1 год 10-11 лет Коллективные, групповые, индивидуальные

 

Распределение учебной нагрузки по периодам обучения

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Количество часов

в год

Количество часов

в год

Количество часов

в год

Количество часов

в год

Под руководством учителя Самостоятельная работа вне школы Под руководством учителя Самостоятельная работа вне школы Под руководством учителя Самостоятельная работа вне школы Под руководством учителя Самостоятельная работа вне школы
33 0 34 19 34 25 34 24
33 53 59 58

 

Формы обучения: очная, очно-заочная.

Формы аттестации: творческая работа, выставка, конкурс, мини – конференция, конференция, публичное представление исследовательской работы, семинар, экспресс – исследование.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, грамота, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио и т.д.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал, аналитическая справка, выставка, защита творческих работ на разном уровне, конкурс, научно — практическая конференция, открытое занятие, портфолио, фестиваль и т.д.

Кадровое обеспечение реализации программы:

Состав кафедры: 12 учителей начальных классов

Все члены кафедры с высшим педагогическим образованием.

Имеют:

1 квалификационную категорию  -2 учителя; 17 % от общего количества учителей начальной школы,

высшую квалификационную категорию – 10 учителей  — 83% от общего количества учителей начальной школы.

Ежегодно учителя начальной школы проходят курсы повышения квалификации, в том числе по направлению представленной образовательной программы.

Материально – техническое обеспечение:

Образовательный процесс осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.  Кабинеты начальных классов имеют необходимый методический и дидактический материал, в том числе и технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Лицей располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.  Лицей располагает комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС.

Материально-техническая база лицея приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Для этого в лицее создан перечень оснащения и оборудования образовательного учреждения. Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательного процесса являются требования Стандарта, требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, соответствующие методические рекомендации. Все учителя, работающие в 1-ых-4-ых классах, прошли курсы повышения квалификации на базе ГОУ ВПО Московский государственный областной университет по программе «Информационно – образовательная среда как средство реализации ФГОС общего образования» и готовы к использованию техники в учебном процессе и внеурочной деятельности.  100% учителей имеют возможность выхода в Интернет, активно используют ИКТ при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности (компьютерные презентации, медиаресурсы, ЦОР, ЭОР), реализуют единую систему ведения электронных журналов и электронных дневников.  У 100% обучающихся есть возможность использования Интернет при подготовке к занятиям урочной и внеурочной деятельности, использовать возможности электронных дневников.

Планируемые результаты освоения курса:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— положительное отношение к исследовательской деятельности;

— широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— интерес к новому содержанию и новым способам познания;

— ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

— способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин у спешности / неуспешности исследовательской деятельности;

— морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— оценивать свои действия, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной формах;

— ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

— владеть основами смыслового чтения текста;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

— подводить под понятие;

— устанавливать аналогии;

— оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

— видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

— использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— допускать существование различных точек зрения;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— контролировать действия партнера;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Обучающийся будет знать:

— основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

— общие правила защиты проекта; правила оформления реферата, исследовательской работы;

— способы хранения информации;

— что такое социологический опрос, микроисследование;

— что такое учебное сотрудничество;

— способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Обучающийся будет уметь:

— самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

— выбирать пути решения задачи исследования ;

— составлять план действий совместного коллективного исследования;

— адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

— презентовать свою работу, участвовать в обсуждении — коллективной оценочной деятельности;

Основные требования к уровню освоения содержания программы:

Перечень требований определяется поставленными задачами и имеет следующий вид:

Совершенствование познавательных потребностей

В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство,

должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность. Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания и по росту успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).

Развитие познавательных способностей

Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.    Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.

Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске

Дети, в ходе предусмотренного программой тренинга исследовательских способностей, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований.

Оценить это можно по следующим критериям:

по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т. п.;

по степени овладения детьми такими понятиями, как, например, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска

В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям:

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т. п.

Формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

В ходе реализации программы у детей должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни.

В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Содержание образовательной программы:

Основные разделы программы

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
       Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными учебными действиями исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно    возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Объем курса и виды учебной работы

Учебная нагрузка  для учащихся 1 класса определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. В первой четверти учебного года в первом классе данная работа не проводится. Таким образом, общий объем занятий по программе первого класса в школе составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Основные особенности программы первого класса

Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных  экспресс-исследований. В программе выделяется (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся других классов.

Распределение часов

Вид учебной работы Всего часов Сроки проведения
Тренинг
1 Общая трудоемкость 12 В течение 2_й и 3_й четвертей учебного года
2  Занятия со всей группой (классом) уч. 12 Еженедельно
3 Индивидуальная работа
4 Самостоятельная работа
Исследовательская практика
5 Общая трудоемкость 8 В течение учебного года, начиная со 2-й четверти
6  Занятия со всей группой (классом) уч. 2 В начале 2-й четверти
7 Индивидуальная работа 6 В течение 2-й, 3-й и 4-й  четвертей учебного года
8 Самостоятельная работа
Мониторинг
9 Общая трудоемкость 13 В течение 2-й, 3-й и 4-й четвертей учебного года
10  Занятия со всей группой (классом) учащихся 4 В течение 3-й и 4-й учащихся (мини-конференции) 4 четвертей учебного года
11 Индивидуальная работа
12 Самостоятельная работа 9 (участие в  течение 3-й и 4-й четвертей учебного года в процедурах защит исследов.  работ уч-ся других кл.)

 

Содержание учебного плана  в первом классе

Тема Кол-во ч. Описание теоретических, практических занятий
Подпрограмма «Тренинг» 12
1 Что такое исследование Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование».

Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

2 Наблюдение и наблюдательность Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнение задания на проверку и тренировку наблюдательности.
3 Что такое эксперимент Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
4 Учимся вырабатывать гипотезы Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
5 Знакомство с логикой Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.
6 Как задавать вопросы Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

7 Учимся выделять главное и второстепенное Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа –  выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа –  выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

8 Как делать схемы Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы.
9 Как работать с книгой Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
10 Что такое парадоксы Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
11 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки – как модели людей, техники и др.).
12 Как сделать сообщение о результатах исследования Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

 

Подпрограмма «Исследовательская практика» 8 Занятия проводятся, начиная со 2 четверти учебного года.
13 Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
14 Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.
15 Экспресс-исследование Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.
16 Семинар по итогам экскурсии Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

 

17 Коллективная игра (исследование)
18 Коллекционирование Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции. И начинает сбор материала.
19 Экспресс — исследование «Какие коллекции собирают люди Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах
20 Сообщения о своих коллекциях Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.
Подпрограмма «Мониторинг» 13
21-24 Мини-конференции по итогам экспресс-исследований 4 Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Участие в защите работ учащихся других  классов.

 

9* Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

 

2 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего — 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы.

Основные особенности учебного плана  второго класса

  • Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части — два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая — в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сде­лать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих час­тей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.
  • Все дети во втором классе готовы и должны быть включе­ны в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает рабочую тетрадь «Я — исследователь», где подробно описаны все этапы проведения собственного исследования, и начинает работу.
  • Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллек­тивные исследовательские работы и проекты, часть детей ори­ентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то — индивидуально.
  • Результаты собственной исследовательской работы второ­классники впервые будут представлять на специально органи­зованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.В первом классе они уже побывали на защитах работ дру­гих ребят, поэтому в основном представляют, с чем им пред­стоит иметь дело.
  • Очень важно учесть, что дети в силу разности темперамен­тов и характеров, особенностей когнитивного развития и спе­цифики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороть­ся с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встре­чается).
  • Планировать сроки проведения защиты следует по мере го­товности детских работ (преимущественно в третьей и четвер­той четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защи­тить. При правильной организации защита шести работ зай­мет около полутора часов — это максимум, что могут выдер­жать дети.
  • Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследова­тельских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вто­рые, третьи и другие места, занятые в итоге.

Содержание учебного плана  во  втором классе

п/п

Название темы Примечания
Подпрограмма «Тренинг» (17 часов)
Первый цикл (8 часов) В течение 1-й и 3-й четвертей

Один раз в неделю в течение 1-й четверти

1 Научные исследования и наша жизнь
2 Методы исследования
3 Наблюдение и наблюдательность
4 Эксперимент — познание в действии
5 Гипотезы и провокационные идеи
6 Анализ и синтез
7 Как давать определения понятиям
8 Планирование и проведение наблюдений и экспериментов
Второй цикл (9 часов) Один раз в неделю в течение 3-й четверти
9 Наблюдение и экспериментирование
10 Основные логические операции
11 Гипотезы и способы их конструирования
12 Искусство задавать вопросы
13 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
14 Ассоциации и аналогии
15 Суждения, умозаключения, выводы
16 Искусство делать сообщения
17 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы
Подпрограмма «Исследовательская практика»  (11 часов)

в  т. ч. индивидуальная работа (7 часов)

18 Как выбрать тему собственного исследования В течение учебного года
19-20 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
21-22 Коллективная игра-исследование
23-25 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
26 Семинар
Подпрограмма «Мониторинг»  (6 часов)
27-28 Участие в процедурах защит исследова­тельских работ в качестве зрителей
29-30 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)
31-34 Защита собственных исследований

 

Содержание занятий (описание теоретических и практических частей, форм контроля)

Подпрограмма «Тренинг»

Общий объем тренинговых занятий в классе — 17 часов (из расчета один час в неделю). Занятия в каждой четверти проводятся относительно авто­номно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содер­жит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об ис­следовании и исследователях. Коллективное обсуждение воп­роса о том, какие науки и какие области исследований им из­вестны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заин­тересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможнос­тях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания — тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические за­дания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент — познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать но­вое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на про­дуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что та­кое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Прак­тические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определе­нием понятий. Загадки как определения понятий. Составле­ние кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспе­риментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план рабо­ты». Практическая работа «Планируем и проводим собствен­ные наблюдения». Практическая работа «Планируем и прово­дим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, класси­фицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими быва­ют гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические заня­тия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и вто­ростепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практичес­кая работа «Выявление логической структуры текста». Прак­тические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированнос- ти и развитие ассоциативного мышления. Коллективная бесе­да «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитек­тура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умо­заключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследо­вательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как дока­зывать идеи» и т.п.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Общий объем занятий — 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодичес­ки, в течение учебного года. На самостоятельную работу уча­щиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственно­го исследования. Индивидуальная работа с учащимися (мето­дика и правила выбора темы подробно описаны в методичес­ких рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я — ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методи­ческих рекомендациях. Предлагается выбрать любой из опи­санных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Подпрограмма «Мониторинг»

Общий объем — 6 часов. Из них на коллективную работу — присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

3 класс

Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего пре­дусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов самостоятельной работы.

 Основные особенности программы третьего класса.

  • В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти.
  • Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обу­чения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведе­ния собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради «Я — исследователь».
  • Надо продолжать чередовать коллективную и индивиду­альную учебно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в про­ведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками.
  • Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преи­мущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
  • Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуаци­ях вполне уместно и справедливо.

Содержание учебного плана  в третьем классе

п/п

Название темы Примечания
Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)
1 Наблюдение и экспериментирование В течение 3-й четверти учебного года один раз в неделю
2 Методы исследования
3 Наблюдение и наблюдательность
4 Совершенствование техники экспериментирования
5 Интуиция и создание гипотез
6 Правильное мышление и логика
7 Искусство делать сообщения
8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них
9-10 Семинар «Как подготовиться к защите»
Подпрограмма «Исследовательская практика» (18 часов)

в том числе на индивидуальную работу 10 часов

11 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования В течение учебного года
12-14 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
15-16 Коллективная игра-исследование
17-18 Семинар
19-28 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
Подпрограмма «Мониторинг»  (6 часов)
29-30 Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследова­тельских работ в качестве зрителей) В течение 3-й и 4-й четвертей учебного года
31-32 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)
33-34 Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов)

 

Содержание занятий (описание теоретических и практических частей, форм контроля)

Подпрограмма «Тренинг»

Общий объем аудиторных занятий в школе — 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й четверти). Временные затра­ты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирова­ние. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами иссле­дования (подумать самостоятельно, спросить у другого чело­века, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практичес­кие задания — использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью но­вейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные от­крытия, сделанные методом наблюдения». Работа с прибора­ми, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, мик­роскопы и др.). Практические задания по развитию наблюда­тельности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментиро­вания»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в на­шей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экс­периментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитив­ных решений проблем. Как интуиция помогает в исследовани­ях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практи­ческие задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собст­венных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Опре­деление понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследова­нии. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурирова­нию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практи­ческие занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Оп­ределение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к отве­там на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, черте­жей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Общий объем занятий — 18 часов, из них 10 часов — на ин­дивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу отводит­ся примерно 21 час.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственно­го исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных иссле­дований. Обсуждение планов выбора темы собственного ис­следования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических ре­комендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я — ис­следователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хра­нить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Подпрограмма «Мониторинг»

Общий объем часов — 6. На коллективную работу (присут­ствие на защитах других ребят), на индивидуальную подго­товку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

4 класс

Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе чет­вертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.

Основные особенности программы в четвёртом классе

  • Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятель­ности в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я — исследователь» желательно, но уже не столь обязатель­но, как прежде.
  • Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
  • Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «кон­курсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большин­ство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выпол­нения исследовательских работ и создания творческих проек­тов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедли­вость.

Содержание учебного плана  в четвёртом классе 

п/п

Название темы Примечания
Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)
1 Культура мышления В течение учебного года
2 Методы исследования
3 Научная теория
4 Научное прогнозирование
5 Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования
6 Искусство задавать вопросы и отвечать на них
7 Ассоциации и аналогии
8 Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов
9 Умение выявлять проблемы
10 Как подготовиться к защите
Подпрограмма «Исследовательская практика» (16 часов)

в том числе индивидуальная работа 13 часов

11 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования В течение

учебного

года

12-16 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
17-24 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
25-26 Семинар
Подпрограмма «Мониторинг» (8 часов)
27-30 Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей В течение учебного года
31-32 Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя
33-34 Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов

 

Содержание занятий (описание теоретических и практических частей, форм контроля)

Подпрограмма «Тренинг»

Общий объем занятий — 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно выска­зывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифици­ровать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения ос­новными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести экспери­мент и др.). Практические задания — тренировка в использо­вании методов исследования в ходе изучения доступных объ­ектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в тео­рию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описа­тельных теорий. Главные особенности объяснительных тео­рий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипо­тезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от пред­сказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогно­зирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспе­риментирования»

Коллективная беседа — как правильно проводить наблюде­ния и эксперименты. Практическое занятие — проведение наб­людений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать воп­росы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и от­веты».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня раз­вития логического мышления. Практические задания на ассо­циативное мышление. Практические задания на создание ана­логий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наб­людений и экспериментов». Практические задания по разви­тию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь ви­деть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи ис­следования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собст­венных исследовательских работ. Анализ полученных матери­алов. Определение основных понятий. Структурирование ма­териалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Подпрограмма «»Исследовательская практика»

Общий объем — 16 часов аудиторных занятий, из них 13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоя­тельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственно­го исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных иссле­дований. Обсуждение планов выбора темы собственного ис­следования.

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и прове­дению самостоятельных исследований»

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по про­ведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное кон­сультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохра­нять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить резуль­таты собственных изысканий и провести предварительную за­щиту работ.

Подпрограмма «Мониторинг»

Общий объем — 8 часов, из них 4 часа отводятся на кол­лективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об ито­гах проведенных исследований и выполненных проектах, воп­росы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслу­шивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Методическое обеспечение программы:

Используемые методы обучения и воспитания:

– объяснительно-иллюстративный метод: учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе;

– репродуктивный метод: изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму;

– метод проблемного изложения: перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике;

– частично-поисковый, или эвристический, метод: заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний;

– исследовательский метод: после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод— предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод— объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский методперекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Формы организации учебного занятия:

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

Лекция — Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар — Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия — Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция — Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия — Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления Экспедиция — Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

Учебная игра — Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей

Защита проекта — Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Чаепитие — Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

Крепкий орешек” — Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

День добрых сюрпризов — Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость

Педагогические технологии, применяемые при реализации дополнительной образовательной программы.

В зависимости от основания классификации, применяемые технологии можно разделить:

С точки зрения философии можно выделить следующие виды технологий:

  • идеалистические и материалистические;
  • диалектические и метафизические;
  • гуманистические и антигуманные;
  • прагматические и экзистенциальные;
  • антропо- и теософские;
  • научные и религиозные.

С точки зрения психологии выделяют следующие группы технологий:

  • социогенные;
  • идеалистические;
  • психогенные;
  • биогенные.

В зависимости от того, как те или иные технологии ориентированы на личностные структуры, можно выделить:

  • приходные и эвристические;
  • эмоционально-художественные и эмоционально нравственные;
  • технологии саморазвития;
  • информационные технологии.

В зависимости от того, как организована структура педагогической технологии и ее содержание, выделяют:

  • проникающие и комплексные;
  • обучающие и направленные на воспитание;
  • частнопредметные и монотехнологии;
  • гуманитарные и технократические;

В зависимости от преимущественного типа управления и доминирующих способов организации познавательной деятельности учащихся можно упомянуть о таких технологиях как:

  • система «репетитор»;
  • система работы в малых группах;
  • проведение лекций;
  • обучение с помощью учебной книги и аудиовизуальных технических средств.

 

Список литературы:

Список литературы, рекомендуемой для детей  и родителей по данной программе

Савенков А.И. Я — исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – 8-е изд. — Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016. — 32 с: ил.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2018. — 32 с..

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7-8 лет. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учеб­ная литература», 2018. — 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. — Самара: Издательский дом «Федоров»: Издатель­ство «Учебная литература», 2016. — 32 с.

 

Список литературы, используемой педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправ. и доп.- Самара: Издательство «Учебная ли­тература»: Издательский дом «Федоров», 2012. — 208 с.

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ/сост. Е.Н. Петрова.-2-е изд., испр. и доп.- Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.-176с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. — М.: Академия, 2015.

Инновационная сеть развивающего обучения / сост. В.А. Гуружанов. — М. : Эврика, 2013. — 240 с. — (Б-ка культурно-образовательных инициатив).

Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2016. — № 5. — С. 14-21.

Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. — 2016. — № 7. — С. 123-127.

Соловьева Н. Семь шагов на пути к началу исследовательской работы : научно-методический семинар N 1 / Н. Соловьева // 2013. — №6. — С. 60.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. — М.: 2005. — 288 с. — (Энциклопедия образовательных технологий). — ISBN 5-87953-195-3.

Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 20017. — № 1. — С. 25-27.

Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. — 2014. — N 2. — С. 7-10.

Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — С. 49-53.

Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. — 2002. — № 9. — С. 13-17.

Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С. 19-31.

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С. 85-90.

Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. — 2006. — № 2. — С. 45-49.