Программа «Экология и особенности природы Подмосковья. За чистый Подольск»

 

Пояснительная записка

Современное  общество пришло к пониманию того, что охрана окружающей среды является необходимым условием прогрессивного развития цивилизации и сохранения самой жизни на Земле. Согласно утверждению выдающегося ученого современности академика Н.Н. Моисеева выдвинувшего концепцию коэволюции: «Гармоничное сосуществование общества и природы возможно лишь при условии равновесия естественных условий географической среды с её ландшафтным и биологическим разнообразием, в котором формировался Homo sapiens как вид».

Сегодня человечество должно способствовать целенаправленному конструированию будущего, гармонизации социально–экономических связей. И здесь необходимо соподчинение уровней от локального к глобальному. Таким образом, биоэкологическое образование и воспитание в свете концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления, а вопросы регионализации выполняют роль фундамента.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов от 2010 года, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).

Цель программы:

создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развитие познавательного интереса к окружающей природе Подмосковья.
  2. Выяснение роли экологии в жизни человека.
  3. Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его рациональное использование ресурсов Подмосковья..
  4. Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях г. Подольск.
  5. Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности.
  6. Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии
  7. Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в изменении биологического разнообразия Земли.
  8. Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.
  9. Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.
  10. Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.

Воспитательные:

  1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.
  2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.
  3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики
  4. Расширение мировоззрения учащихся.
  5. Приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе экологического проектирования
  2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных результатов.
  3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными формами презентации творческих работ.
  4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.
  5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Актуальность программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном единстве.

Новизна программы «Экология и особенности природы Подмосковья. За чистый Подольск» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной среде.

Направленность программы

Программа направлена на формирование основ экологической культуры человека. Средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие речи учащихся и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Программа рассчитана на 5 лет и предназначена для реализации в 5-9 классах.

Форма организации: кружок.

Форма подведения итогов – составление индивидуального и коллективного портфолио.

Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
  • формированиеэкологической культуры, ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.
  • освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
  • формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);

Для достижения планируемых результатов необходимо обязательное привлечение родителей к экологическому воспитанию обучающихся: при выполнении творческих домашних заданий, организации экскурсий, выполнении мини-проектов, в качестве зрителей на итоговой выставке достижений.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Подмосковья; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Подмосковья, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

 Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности

Содержание программы

Введение в образовательную программу (8 часов):

 Вводный инструктаж по ТБ:

  •  на рабочем месте в учебном кабинете и в лаборатории, на учебно-опытном участке;
  •  во время экскурсий и в походе;
  •  при пользовании авто- и ж/д транспортом;
  •  электро- и противопожарная безопасность;
  •  ПДД
  •  антитеррористический инструктаж.

Цели и задачи современной экологии. Структура современной экологии. Методы естественнонаучных исследований.

Практикум:

Тренинг «Методика наблюдений в природе»

Экскурсия: 

«Природа моего края» в краеведческий музей г. Подольск

Тема 1. «Основы экологии: аутэкология» (16 часов).

Понятие об экологических факторах. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни и их характеристика (водная, наземно-воздушная, почвенная, организм как среда обитания). Пути приспособления организмов к среде и их воздействие на среду. Приспособительные формы и ритмы жизни организмов.

Практикум:

  1. Изучение приспособительных форм организмов на примере растений и животных Подмосковья.
  2. Описание сред жизни организмов.

Экскурсия:

  1. «Особенности водной среды жизни» на реке Пахра г. Подольск
  2. «Особенности почвенной и наземно-воздушной сред жизни» на территории школьного двора МОУ Лицей №23 г. Подольск

Тема 2. «Региональная экология:  экология Подмосковья» (62 часа)

  1. Эколого-географическое положение края.

Природные условия и ресурсы Подмосковья. Классификация природных ресурсов края. Границы края и его географическое положение. Экскурсионные объекты края. Соседние области с Московской. Карты и их разнообразие. Компас. Ориентирование на местности.

Практикум:

  1. Устройство и использование компаса. Ориентирование на местности.
  2. Составление плана местности.
  3. Работа с картами. Ориентирование на местности.

Экскурсии:

  1. Краеведческий музей Г.о. Подольск.
  2. Краеведческий музей мкрн. Климовск (Г.о. Подольск).

2. Геология Подмосковья.

Геологическое прошлое нашего края. Горные породы и минералы.

Практикум:

  1. Определение горных пород и минералов, наиболее распространенных в Московской области.

Экскурсии:

  1. Музей минералов «Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана » (общая экспозиция).
  2. Музей минералов «Минералогический Музей им. А.Е. Ферсмана » (общая экспозиция).
  3. Климат Подмосковья и фенология.

3. Понятие о климатических факторах.

Климатическая характеристика сезонов года. Наука фенология. Общая характеристика фенологических явлений. Фенологические характеристики сезонов года в Подмосковье.

Практикум:

  1. Составление дневника фенологических наблюдений (и его ведение в течение последующего времени).
  2. Выпуск календаря Природы «Времена года».

Экскурсии:

  1. «Времена года» в лечебнице п. Ерино.

4. Воды Подмосковья.

Основные водные объекты края. Проблемы малых рек. Водоохранное законодательство. Проблема очистки сточных вод.

Практикум:

  1. Работа с картами: Речные системы и бассейны рек.
  2. Изготовление агитационных листовок «Береги воду!»

Экскурсии:

  1. Проблемы малых рек: в пойму реки Пахра.
  2. Проблемы малых рек: в пойму Москва реки.
  3. Проблемы малых рек: в пойму ручья Бородино.

5. Почвы Подмосковья.

Что такое почва? Состав и структура почвы. Образование почвы. Плодородие и охрана почв в Московской области.

Практикум:

  1. Изучение состава почвы.
  2. Изучение плодородия почвы.

6. Флора и фауна Подмосковья.

Причины многообразия видов растений и животных на территории Центральной России. Понятие об эндемичных, реликтовых, редких и исчезающих видах. Знакомство с Красной книгой Центральной России.

Практикум:

  1. Работа с гербариями и коллекциями по изучению многообразия видов растений и животных Подмосковья.

Обобщающее занятие по изученному материалу (4 часа).

Практикум:

  1. Подготовка творческих работ «Мой край»

Промежуточная аттестация — защита творческих работ «Мой край»

  1. Мероприятия проекта: региональный конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь», региональная конференция юных биологов.

Тема 3. «Экологический мониторинг» (18 часов).

Понятие мониторинга. Виды мониторинговых исследований. Приемы и методы в различных направлениях мониторинга.

Практикум:

  1. Изучение мониторинговых работ обучающихся детского объединения «За чистый Подольск» прошлых лет.
  2. Изучение приемов и методов мониторинговых исследований: пробные площадки, описание древостоя, лихеноиндикация.
  3. Мероприятия проекта: региональный конкурс «Мы за чистое Подмосковье», региональный командный турнир юных биологов и экологов «Увлекательный мир природы», Московский областной конкурс «Сохраним лес от пожаров»

Тема 4. «Основы проектной деятельности» (34 часа).

Что такое проектная деятельность? Классификация проектов. Этапы проектной работы: формулировка актуальности выбранной темы, цели и задачи, гипотеза, методы, обсуждение результатов, выводы и предложения.

Практикум:

  1. Изучение проектных работ по естественнонаучным и эколого-краеведческим темам обучающихся д/о «За чистый Подольск» прошлых лет.
  2. Работа в малых творческих группах по заданным темам ПД.

Тема 5. «Охрана природы» (70 часов).

Законодательство об охране природы. Состояние природных комплексов в Подмосковье. Виды природоохранных территорий и их классификация. Охраняемые территории Подмосковья. Туризм – фактор воздействия на природу. Заповеди туриста. Правила поведения в походе. Туристское снаряжение (личное и групповое).

Практикум:

  1. Знакомство с природоохраняемыми территориями Подмосковья по СМИ.
  2. Работа по благоустройству школьного двора учебно-опытного участка МОУ Лицей  №23 г. Подольск (природоохранный и рекреационный аспекты).
  3. Работа на экологической тропе «Подольчанка» на территории лесопарк Дубки.

Экскурсии:

  1. Лесопарк «Дубки» — туристический поход

Обобщение по изученному материалу (6 часов).

Подготовка творческих работ обучающихся. Итоговая аттестация – защита творческих работ обучающихся. Заключительное занятие – выставка творческих работ обучающихся.

Список литературы для педагога

  1. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования 6-7 класс ФГОС, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО
  2. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
  3. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
  4. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) — Волгоград: Учитель, 2001.
  5. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
  6. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. — М.: АО МДС, 1996.
  7. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
  8. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
  9. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
  10. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир — мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
  11. Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. — М.: Дрофа, 1995.
  12. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). — М.: Устойчивый мир, 2000г.

Список литературы для детей

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.

Интернет-ресурсы:

На страницу объединения «Мы за чистое Подмосковье!»